Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

#Республика Онлайн
Спиридонов Ю.А.
Главная » Статьи » Страницы истории

80 – тилетию спортивному подвигу печорских лыжников посвящается.

   

         

                               

 

  Гвозди бы делать из этих людей,

                                         Крепче бы не было в мире гвоздей.

                                                  Николай Тихонов.

   К 80 – тилетию спортивному подвигу печорских лыжников посвящается.

            Время летит, тропится. Меняются, как в калейдоскопе, события, эпизоды жизни огромной страны, яркие и не очень, одно поколение сменяет другое. Все это уходит вдаль - прошлое, многое стирается из памяти людской. И оценки прошедшего у людей самые разные, у каждого своя точка зрения, свое мнение.

            Хочется вспомнить об одном, почти забытом в наше время событии родной страны, нашего района - о стахановском движении и, связанном с этим движением, спортивном рекорде пяти речников. Этот настоящий подвиг показал, на что способен человек, живущий по нравственным законам во имя своей Родины. Имея стойкость, мужество, силу духа, физическую выносливость, безграничную веру в светлое будущее, человек с больным сердцем, но закаленный и натренированный, смог пробежать на лыжах почти 2500 км и вывести свою команду на первое место, стать победителем. Слова советского поэта Н.Тихонова как нельзя лучше подходят к образу поколения наших дедушек.

            В наше время многие, услышав рассказ о лыжном переходе 80-ти летней давности, говорят, что все это было по принуждению, по приказу. Хочется возразить: по приказу подвиги во имя родины не совершаются, и не по принуждению советский народ победил фашизм, отстоял не только свою землю, но и весь мир. Патриотизм, чувство любви к родине, воспитывается с младенчества, впитывается с молоком матери. Чувство это или есть, или его нет, принуждать к этому чувству невозможно. И в наше время люди, жертвуя собой, идут на подвиги во имя родины, во имя долга.

            В то сложное и трагическое время народ горячо верил в светлое будущее своей великой державы и стремился приблизить это радостное будущее. С 1935 года по всей стране ширится размах стахановского движения за перевыполнение сменных и дневных заданий, за примерное отношение к труду. Это патриотическое движение близко к сердцу восприняли речники Печоры. Здесь были свои стахановцы.

            Шел к концу 1935 год. В том году зима рано заявила о себе: ударили жгучие морозы и толстым льдом сковали быстротечную красавицу Печору, засыпали сугробами все пути-дорожки. До этого в конце октября по всему Пароходству прошел клич: «Принять участие в Бассейновых лыжных кроссах!», выявить лучшую команду, которая будет участвовать в лыжном походе в Москву. По инициативе политуправления Печорского бассейна было принято решение совершить лыжный переход от Щельяюра, основной ремонтной базы печорских речников, и посвятить его патриотическому стахановскому движению. Пламенный призыв всколыхнул молодых речников. Душевный порыв и энтузиазм людей был настолько высок, что создалось несколько команд лыжников, и для отбора сильнейших пришлось проводить отборочные соревнования.

             Печорский Речной Бассейн охватывал три района: Усть-Усинский, Ижемский, Усть-Цилемский. Центром Речного Бассейна стало старинное коми село Усть- Уса, находящееся на высоком берегу реки Печоры.

2.Подготовка к старту.

  24 ноября 1935 года. Семяшкина Михаила Алексеевича, заместителя начальника по политической части, командира взвода военизированной охраны затона Щельяюр, вызвал к себе секретарь парткома В.И. Федосеев и спросил, сможет ли Семяшкин выдержать большой лыжный переход до Москвы и передать рапорт о ходе зимнего судоремонта Советскому краевому комитету партии и народному комиссару т. Пахомову Н.И. Михаил Алексеевич, «высокого роста, худощавый, с курчавыми черными волосами, с продолговатым лицом, серьезный и малоразговорчивый, добросовестный, исключительной честности человек», по характеристике Смольникова Геннадия Константиновича, задумался на некоторое время. Не мог кривить душой молодой мужчина и после непродолжительного раздумья ответил, что врачи обнаруживали «порок сердца», потом быстро исправил, «но в данный момент здоров», и дал согласие на двухтысячекилометровый забег.

            Передо мной пожелтевший от времени, потрепанный многими руками путевой дневник командира лыжного перехода Семяшкина Михаила Алексеевича, где подробно день за днем описывается дальнее путешествие, о том, как выдержали путники испытание ветром, снегом, стужей, дождем, большим расстоянием.

   Уже на следующий день после разговора команду из трех человек (Проскурякова, Чупрова и Семяшкина) освободили от работы для тренировок, на второй день сделали первый пробег на 10 км. «По скорости уложились: Семяшкин - 50 минут, Проскуряков - 53, Чупров - 66 мин. А вечером – 3 км пешком без лыж, - пишет в дневнике Михаил Алексеевич и добавляет:  тренировки продолжались каждый день в любую погоду вплоть до 4 декабря. Набегали 510 км. Потом стали делать пробежки на более длинные дистанции – 10 - 14 км».

 Одиннадцатое декабря своим ходом на лыжах прибыли лучшие спортсмены из Усть-Усы Смольников Геннадий Константинович, Рочев Яков Николаевич, Попов Геронтий Викторович со своим командиром Смирновым (имя и отчество в дневнике не указаны). Начались повседневные серьезные тренировки, маршброски по 55-65 км по маршрутам: Щельяюр – Ижма, Щельяюр – Усть- Цильма, Щельяюр – Брыкаланск. Переночевав в селах, рано утром пускались обратно в путь. Способных спортсменов оказалось намного больше, чем ожидалось. Тогда решили совершить последний заключительный марш-бросок по маршруту: Диюр - Усть- Цильма - Хабариха.

 Достаточно длинный по расстоянию пробег выявил сильнейших лыжников. Из 15 стартовавших спортсменов в Хабариху дошли только пятеро: из Щельяюра М.А.Семяшкин и Николай Степанович Малютин, бригадир строителей, и трое из Усть – Усы: Геронтий Викторович Попов - кочегар парохода, Рочев Яков Николаевич- матрос земснаряда, Смольников Геннадий Константинович – помощник механика. Это была своеобразная генеральная репетиция, а впереди главный старт, очень большой и ответственный.

            В воспоминаниях Г.К. Смольникова есть неточность: Семяшкин Михаил Алексеевич в своем дневнике отмечает, что с 22 декабря из-за проблем с сердцем (частота пульса доходила до 108 ударов в минуту) тренировками в последние дни не занимался: «не бывать мне в переходе, бросил лыжи и не надевал до 1 января»,- отчаялся молодой мужчина.

  Несмотря на это, на старт его допустили и назначили командиром данного перехода. Начальство не ошиблось в своем выборе: этот самоотверженный, очень ответственный за порученное дело мужчина не только выдержал переход, но и привел свою команду к финишу первой!

 3. Пятерка в пути. Трудные километры.

 Вот и настал день старта – 1 января 1936 года. Около клуба Речников в Щельяюре состоялся прощальный митинг. Народу пришло так много, что площадь всех не поместила, многие забрались на крыши домов, на заборы. После речей заиграл баян, стали прощаться, и пятерка лыжников в сопровождении работников Затона на лошадях отправилась в далекий путь. Слышно было, как позади народ, подбадривая, громко кричит: «Ура!».

            Некстати вдруг потеплело, повалил мокрый снег, самодельные лыжи не скользили, да и спортсмены были одеты неподходяще для такого момента: в суконных гимнастерках, ватных фуфайках, на голове теплые зимние шапки, а на ногах – валенки. Все это не помешало в первый день пути до села Усть- Цильма преодолеть 73 километра. В село пришли в 4 утра, прикорнули немного и - опять в дорогу до деревни Рочево, что в 35 километрах. Остановились в этой деревушке и рано легли спать, чтобы «отрегулировать сутки», хорошо отдохнуть и набраться сил перед более длинной дорогой до станции Валса в 85 километрах. Выспавшись как следует, хорошо отдохнув, третьего января рано утром отправились в долгий путь. «Сильный противный встречный ветер со снегом» тормозил скорость, когда дорога шла по льду реки Цильма, пришлось идти пешком, а лыжи с палками тащили на себе - и так долгих десять километров.  Но, как часто бывает на севере, вечером внезапно погода установилась: стало морозно, светила полная луна, бежать стало и легко, и светло. От деревни Мыла началась тайбала – густая, проходимая только зимой чаща, где шла заготовка леса, и было очень много народу, всю дорогу до станции слышались веселые подбадривающие крики. Все это добавляло сил лыжникам. Вот и станция Валса, спортсменов никто не встречал, ночевали в тесной избушке, полной народа. Легли, кто куда попал. Нашим спортсменам достались узкие и короткие, 120 см, нары, грязные, полные паразитов. Но северные закаленные лыжники духом не упали, «настроение хорошее»,- пишет в своем путевом дневнике дедушка. Переночевали кое – как. Какой уж там отдых!

  На следующее утро в 9 часов 30 минут вышли из станции Валса и шли до 10 часов вечера до станции Верхне - Сульская. Позади остался еще 61 километр пути. Пятого и шестого января без приключений шли по столько же.

             Потом снова начались трудности из-за погоды. Михаил Алексеевич в своем дневнике без особых эмоций, скупыми словами пишет, что два дня (5 и 6 января) бежали с большим трудом: встречный сильный ветер бил в лицо мокрым снегом, который прилипал к лыжам, а смазки не было, на ногах валенки скатались и «очень сильно жали ноги». К тому же у командира стерся один палец на ноге и сильно болел. Несмотря на все это, 7 января с 6-ти часов утра пробежали 76 км, а на следующий день прошли только 45 км до Затона Усть-Вашка. Здесь лыжников впервые встречали представители местной власти, обустроили на квартире. Вечером гости участвовали на собрании стахановцев – передовиков производства, обменивались опытом работы. «Рабочие приветствовали нас, судоремонт обязались выполнить досрочно и с хорошим качеством. А также просили передать горячий привет наркому водного транспорта тов. Пахомову Николаю Ивановичу»,- довольный радушной встречей пишет печорский гость.

             Потом, наконец–то, баня, по которой так истосковались душа и тело, сменили белье, продезинфицировали верхнюю одежду. Стало легко и снова спокойно, «паразитов нет», радуется командир маленького отряда. Много ли надо путешественнику!

            С 9 до 14 января наши доблестные лыжники покрывали по 58 – 80 км в день.  В деревне Косково их встретила целая делегация: парторг П.Л. Бондарь, корреспондент газеты «Водный транспорт» т. Швальбе, руководитель крайпрофсовета физкультуры т. Д.М. Васильев и т. Попов – представитель Печорского пароходства. Встреча была на высоком уровне: «хорошее кушанье и прекрасный ночлег». Фуфайки поменяли на лыжные костюмы. С удовольствием читали свежую прессу. Отдохнули – пора в дорогу.

            До Архангельска какое-то расстояние провожала местная сборная лыжная команда, а потом на автомашине П.Л.Бондарь. Еще одна остановка по пути в Архангельск была на Лесозаводе №3, где их встретили музыкой духового оркестра и состоялся большой многолюдный митинг. Спортсменам вручили красные атласные нагрудные ленты с надписью «Печера – Москва».

            В городе речников и моряков Архангельске печорских лыжников встретили на Октябрьской площади под звуки большого духового оркестра, были выстроены воинские части, городские лыжные команды, собралось очень много народу. Через узкий коридор людей гости-лыжники прошли к балкону огромного здания. Под громкое «Ура!» команда взошла на трибуну. М.А. Семяшкин передал рапорт о переходе члену крайкома т. Александрову. На митинге с приветствиями выступили от разных краевых организаций, ответ от лыжников держал  командир М.А. Семяшкин.

   «Встреча радушная и теплая, такой встречи мы даже не могли ожидать. После митинга нас поселили в городской гостинице в отдельной комнате на 5 человек»,- впервые более эмоционально отмечает немногословный командир.

            В Архангельске посетили редакцию газеты «Северная правда», ознакомились с заводами, верфями, культурными центрами, встречались с новаторами и стахановцами, ходили в киноклуб смотреть звуковое кино «Веселые ребята», съездили на родину М.В.Ломоносова. В этом городе «ощущали исключительное радушие горожан». Еще дедушка отмечает, что со стороны руководства в лице Бондаря П.Л. «чувствовали сильную заботу. Он каждый вечер приходил к нам в гостиницу»,- с благодарностью и особой теплотой пишет в дневнике Михаил Алексеевич.

  Нашим коми лыжникам очень понравилось в Архангельске: «много культуры, много богатства, магазины полные товара – все, что тебе надо, есть. Обслуживание культурное – настоящая советская торговля в магазинах». «В Архангельске весело, высокие красивые здания украшают город, хорошие улицы, много машин, много народу. Люди все хорошо одетые, вежливо обращаются. Бродячих людей (в смысле бездельников?- от автора) на улицах нет, у всех хорошее настроение. Особенно понравилась молодежь: очень живая, бодрая и на вид очень довольная»,- поразило наших земляков.

            17 января, получив деньги в сумме 2 тысяч рублей, новые лыжи, ботинки, в полдень под звуки музыки, после напутствия партийных руководителей вышли из Архангельска и, оставив позади 35 километров пути, за 5 часов 35 минут прибыли в село Лавля.

  Следующие пять дней (с 18 января по 22 января) идти было легко, ничто не мешало бежать по 6085 км в день при ходовом времени 12,5 часа. Поражаешься, где нашлись силы у наших спортсменов!

 23 января сделали однодневный отдых в селе Заборье у матери т. Мамонтова, парились в бане. «Хорошо отдохнули»,- такое резюме выдал Михаил Алексеевич.

 24 января погода, будто проверяя на стойкость и выносливость лыжников, опять изменилась. Свирепствовшая «мягкая пурга больно била по лицу, снег таял на одежде, поэтому промокли насквозь». Идти было очень трудно, но команда не сдалась непогоде, упрямо «шла до самого вечера». От села Заборье до села Ровдино всего лишь 58 км, но преодолели их за 10 с лишним часов! Сейчас мы поражаемся, как же выдержали? Откуда берутся силы? Что помогало им идти? Наверное, стойкий, железный характер и желание любой ценой достичь цели и победить.

  А впереди ожидали более сильные испытания. 25 января прошли всего 16 км. «Бежать невозможно: слякоть, дождь, промокли до костей, как под осенним дождем». Пришлось остановиться. Зато следующие двое суток, когда погода стала лучше, бежали по 85 и 72 км при ходовом времени чуть больше 11 часов. 27 января, пройдя 72 км, поздно вечером зашли в деревню Великую. Хорошо, что навстречу попались три девочки – пионерки Лида, Анюта, у третьей девочки имя забылось. Девочки помогли найти квартиру на постой, вызвать продавщицу магазина, купить молока. Лыжники хорошо отблагодарили пионерок: дали денег, написали заметку в районную газету об оказании помощи во время лыжного перехода.  28 и 29 января шли по 60 – 75 км за 10 часов ходового времени. Два последних дня конца января погода еще раз захотела проверить людской организм. На этот раз - жгучим ветром и трескучими морозами. Как тут не вспомнить о теплых фуфайках, шапках и валенках! В ботинках ноги замерзали, идти было совсем невозможно. На обратной (левой) стороне костюмов до нижнего белья и ботинок образовался нетающий снег, а испарение от тела превращался в куржу(ИЗМОРОЗЬ) – снег. Смольников, чтобы не отморозить ноги, снял лыжи и бежал, держа их в руках. На ночлег пришлось остановиться рано. Михаил Алексеевич вздохнул облегченно: «Все обошлось, никто ничего не отморозил». Да, стойкие были люди! Богатыри духом и телом!

            31 января столбик термометра опустился еще ниже – до -42 градусов. Других бы это напугало, но только не наших отважных выходцев северного края. В 15 часов, пройдя по обжигающему морозу 35 км, пришли в Вологду. Гостей приветливо встретили работники Затона, в клубе в парткабинете каждому выделили койку. Потом отвели в баню, выдали новое белье. Два дня осматривали разные производственные объекты: судоремонтные доки, заводы, и отметили, что везде «хороший» порядок, ремонт судов идет к завершению, стахановское движение набирает силу – в городе стахановцев стало 209 человек. Были организованы встречи с молодежью, по два раза ходили в кинотеатр.
            Отдохнули и можно отправляться дальше, чтобы ко Дню Красной Армии к 23 февраля прибыть в Москву. Тут неожиданно для всех получили извещение от политуправления: «прибыть в столицу не раньше 1-го марта». Известие шокировало спортсменов. Провели переговоры с Москвой, в итоге получили разрешение прийти не раньше 25 февраля. Тут же узнали, что к Москве с разных концов страны идут еще 10 лыжных эстафет. Это подстегнуло наших спортсменов.

             В Вологде немного улучшили экипировку, получили 2 пары новых лыж, 5 пар палок, одну пару ботинок. 4 февраля после прощального торжественного многолюдного митинга, под звуки баяна в 12.30 отважные наши земляки в сопровождении лыжников Вологды вышли в путь. На улице опять потеплело, идти трудно, снег прилипал к лыжам, не давал ходу. Так же трудно было бежать на следующий день: мягкий снег тормозил, не давал разгоняться. А под вечер полил дождь, и спортсмены вымокли насквозь. Хорошо, что в следующие три дня с 6 по 8 февраля погода устоялась, и лыжники скомпенсировали упущенное, пробежали 140 км.  До Рыбинска (9 февраля) шли под сильным ветром, а потом поднялась пурга. При въезде в город путешественников встретил работник газеты «Водный транспорт» Коновалов и городские лыжники. Затем в клубе водников устроили многолюдный митинг, потом играл духовой оркестр. Вечером смотрели фильм «Человек – невидимка».

С 10 по 13 февраля отдыхали. Ходили по Затону «Рыбинская гавань», каждый день смотрели кинофильмы, один раз были в театре, смотрели пьесу «Вольные цыганки». В последний день пребывания в Рыбинске проводили на судоремонтном заводе имени Володарского. Узнали, что строительная программа – 60 судов за 1936 год. План начал успешно выполняться, возросло количество стахановцев до 205. Во всех цехах имеются красные уголки, но «ощущается недостаток рабочей силы, вследствие этого, наверное, завод не приступал к выполнению заказа Печорского пароходства по строительству нефтеналивных барж», - с тревогой за родное пароходство отмечает Михаил Алексеевич.

            14 февраля в полдень вышли из Рыбинска. Хотя дул сильный ветер до вечера и вымокли насквозь, благополучно за семь часов ходового времени дошли до деревни Васильевка, что в 61 километре. Устроились на ночлег в двух холодных домах, к утру одежда не высушилась, осталась сырой.

 Утром, надев влажную, невысушенную до конца одежду, пробежали 56 км до города Калязин. Северян встретили и отвели в дом колхозника, где было тепло и уютно, но зато не было ни обеда, ни ужина. К тому же вечером выяснилось, что у Малютина Николая поднялась температура тела до 38,5 градусов. Пришлось вызвать врача. Женщина–врач внимательно осмотрела больного, назначила лечение и дала необходимые таблетки. Ночь прошла в тревоге за своего больного товарища. На другой день температура у Малютина снизилась до 37.5., но весь день никуда не ходили, ухаживали за больным, читали газеты.

17 февраля с опаской, как пробежит выздоравливающий Малютин, вышли из Калязина. Благополучно прошли 55 км до Савелова. Остановились на ночлег, и тут обнаружили, что поднялась температура до 37,5 на этот раз у Попова Геронтия, сына охотника и первооткрывателя каменного угля в Воркуте. Ночь прошла тревожно, но, к счастью, к утру температура у Геронтия спала.

 Днем много раз пытались дозвониться до Москвы в политуправление нарковода Кохрякову, но Москва молчала: был воскресный день, значит, выходной. Тогда Михаил Алексеевич дал телеграмму со следующим текстом:

  «Срочная! Москва. Находимся в Савелове. Здоровы. Разрешите прибыть в Москву ко дню Красной Армии. Телеграфируйте. Командир лыжного перехода Семяшкин. 18.02. Станция Савелова. Ответственный Семяшкин».

            Пока ждали ответ из Москвы, покупали из киоска по 4 экземпляра разных газет и читали вслух, обсуждали. На следующий день снова вызывали столицу, но Москва упорно не отвечала, не ответила и на вторую телеграмму. Тогда отважные коми лыжники самовольно приняли решение – продолжить путь и к намеченной ранее дате - ко дню Красной Армии дойти до столицы великой Родины. Соревнование так соревнование!

 С 20 февраля лыжники не спеша шли к намеченной цели - к Москве!

4. Вот и Москва!

 И вот долгожданная цель – прекрасная Москва! Пятерка отважных в 6 часов вечера финишировала в столице Родины. Что чувствовали в тот момент наши путешественники? Смею предположить, гордость - что  преодолели такой длинный и нелегкий путь, сомнение, тревогу - как их встретят (пришли, не дожидаясь разрешения), и облегчение - что все дорожные мытарства позади.

             Волнения позади, все обошлось: на Савеловском вокзале делегацию встретили представители разных управлений, Центрального Комитета Союза речников, уполномо-ченный Коми области, городские лыжники, много народу, т. П.Л. Бондарь.

            С вокзала на автомашинах группу привезли в здание Наркомвода на торжественный вечер в честь «славной РККА». Всех пятерых сразу пригласили в президиум торжественного вечера. «Нас приветствовали, с нашей стороны тоже было короткое слово»,- так скромно, не выпячивая себя, написал наш дедушка. Потом – баня… Получили чистое белье, новое обмундирование: шинели, кители, брюки, рубашки и другие вещи. В следующие дни сотрудники политуправления Мельзам и Бондарь показывали столицу Родины. Самым заветным долгом для наших северных лыжников было посещение Мавзолея В.И. Ленину, а потом уже все достопримечательности Москвы. Экскурсоводы рассказывали о строительстве метро, катали на электричках.

            «Не знаем, чем восхищаться, ведь нам, людям с Печоры, все новое. А метро! Какой дворец! Самое лучшее в мире метро!» - восхищались северяне. А потом  были в звуковом театре, в парке культуры и отдыха, там же смотрели кинофильм «Дубровский». В зоопарке поразили диковинные для коми народа звери: львы, слоны, крокодилы, обезьяны. Культурная программа посещения Москвы была насыщенной и разнообразной, смотрели мюзикл «Артисты варьете», в кинотеатрах различные фильмы, побывали в планетарии.

 Быть в Москве и пропустить магазины – тоже нельзя! В Мосторге от изобилия «глаза разбежались», не знали с чего начать. Потом купили, кому что надо: фуражку, ботинки, баян, подарки домашним.

            В нашем доме до сих пор хранятся реликвии того похода: железные большие ножницы, станок для колки кускового сахара. Кроме того, детям – подарки, разную одежду, единственной дочери М.А. Семяшкина Альмине – еще и большую куклу, а жене - флакон духов, отрезы на ижемский национальный костюм и, конечно, большой рипсовый (иранский) платок.   

            28 февраля был прием у начальника политуправления Наркомвода т. Константина Старостина. Вначале вручили рапорт о ходе ремонтных работ, потом были выступления. В зале присутствовало много разного начальства, а также корреспондент газеты «Водный транспорт». За вечер два раза фотографировались. (Где фото?)

            Первого марта общий для всех команд финиш. Наши победили! «Мы финишировали впереди всех», - так немногословно пишет дедушка в своем дневнике, хотя эмоции, наверное, переполняли его, но такой уж он был человек - все хорошее и плохое скрывал в себе. Не писал он и о том, что Нарком водного транспорта наградил всех участников перехода именными часами, а командира похода кроме того патефоном с именной табличкой и значком «Ударник водного транспорта».

            После реванша три дня отвели на культурный отдых: лыжники посетили Большой театр, два дня подряд были в государственном цирке. В эти же дни были на приемах у высокопоставленных чиновников страны в Наркоме, Политуправлении, ЦК комсомола.

            Михаил Алексеевич открывает свое личное впечатление о столице нашей родины: «Сильное впечатление больше всего остается у меня от метро и богатых магазинов в Москве. Москву сравнивать с другими крупными городами нельзя. Москва, по- моему, это мозг и сердце мирового гиганта». Такой патриотический вывод делает в восхищении коми человек.

5. Долгий путь домой.

 

            В гостях хорошо, а дома лучше. Настало время возвращаться домой, душа истосковалась по родным и близким, по отчему краю. И вот пятого марта в 9.50 выехали из прекрасной и богатой для гостей Москвы, на следующий день утром прибыли в город Киров. Здесь ночевали на квартире Кощеева Николая Николаевича, начальника филиала Кировского аэроклуба в городе Слободском.

 9 марта, проехав город Мураши, на обкомовской легковой машине приехали в столицу Коми края город Сыктывкар. Был прием у секретаря обкома ВКП(б) Семичева Алексея Александровича. В разговоре с ним возник замысел летом организовать шлюпочный поход и связь держать лично с ним. Забегая вперед можно сказать, шлюпочный переход по маршруту  Усть-Уса – Печора – Кама – Волга – Москва длиной 4005 км состоялся летом 1936 года. Но участники были уже другие.

            10 марта наши доблестные лыжники вместе с руководителями организаций, физкультурниками принимали участие на торжественном совещании в Облпрофсовете. В итоге приняли торжественное обещание наладить физкультурно - спортивную работу и вывести  его на первое место в крае.

             Крайпрофсовет не отпустил лыжников без подарков, дал 450 рублей денег, 3 пары валенок, внес плату в доме колхозника за постой.

            Вечером того дня ходили в затон «Красная кузница». Водники встретили путешественников наших очень торжественно, в клубе народу было много. Начальник затона, удивленный и довольный, сказал по этому поводу: «Вчера на профсоюзном собрании народу было четверть против этого».

            Встречающие постарались с праздничным вечером, горячо приветствовали лыжников, и такое воодушевление охватило всех присутствующих, что все выступающие торжественно обещали досрочно выполнить план судоремонта и план навигации 1936 года. После официальной части – чаепитие с лучшими стахановцами, затем танцы. «Было весело»,- такое заключение вынес командира лыжного отряда.

            На следующее утро в присутствии почти четырехсот человек состоялись торжественные проводы гостей. Было много выступающих, много хороших напутственных слов.

             Дальше «ехали в лаптях»(?), в смысле, пешком? до села Часово, остановились Койтыбоже, в каком-то доме, где было грязно, «много блох, заразы».

            Из Часова вышли в 11 часов дня, а в 4 вечера были уже в Вогваздино. Очень долго пришлось ждать автобус, никто толком не знал, когда он прибудет. Пятерка путешественников была в шинелях и сильно замерзла. Но как-то все-таки добрались до Усть - Выми, где ждали следующий автобус больше суток. 14 марта в 14 часов прибыли на станцию «Пионер». Тут председатель Ухтинского сельского совета Истомин дал подводу, но везли только вещи, а люди 15 км шли пешком. Дедушка отмечает: «В одних шинелях идти холодно, сильно мерзли». Еще одна проверка на выносливость и стойкость. Наконец, вечером в 20.30 прибыли в Ухту. На почте узнавали, есть ли перевод денег из Щельяюра. Из-за отсутствия денег пришлось на целый день задержаться в городе и только 16 марта вечером выехали из Ухты. На следующий день были в Ижме, где пробыли два с половиной дня.

            20 марта в 4 часа прибыли в Щельяюр. Как их встретили в этом поселке, неизвестно, история не сохранила письменных свидетельств. Наверно, без митинга не обошлись, но об этом дедушка ничего не пишет. Двухмесячное путешествие закончилось…

Расстояние в 2329, в других источниках – 2600, километров было пройдено за 34 ходового дня или 315 ходовых часов в среднем 8 км в час. Потом выяснится, что команда Печорского пароходства заняла Первое место по длине маршрута и по скорости в пути среди пароходств Министерства водного транспорта и спорта СССР.

 Лыжный переход проходил по 19 районам:

  1.УСТЬ – УСИНСКИЙ, 2.ИЖЕМСКИЙ, 3.УСТЬ – ЦИЛЕМСКИЙ. 4.ЛЕШУКОНСКИЙ. 5.ПИНЕЖСКИЙ. 6.КАРГОПОЛЬСКИЙ. 7.ХОЛМОГОРСКИЙ. 8.ЕМЕЦКИЙ. 9.БЕРЕЗНИКОВСКИЙ. 10.ШЕНГУРСКИЙ. 11.РОВДИНСКИЙ. 12.ВЕЛЬСКИЙ. 13.ВЕРХНЕВАШСКИЙ. 14.ХАРОВСКИЙ. 15.СОКОЛЬСКИЙ. 16.ГОГОШИНСКИЙ. 17. РЫБИНСКИЙ. 18.УГЛИЧСКИЙ. 19.КАЛЯЗИНСКИЙ.

6. Послесловие.

             Очень интересно было узнать, как сложилась дальнейшая судьба славных членов команды лыжного перехода. По крупицам, где только возможно: в интернете, по газетным статьям прошлых лет, в Книгах Памяти Республики Коми - собирали данные о жизни участников лыжного похода. К сожалению, кроме Семяшкина М.А., командира славного перехода, материала нашлось не так много.

  1. Михаил Алексеевич Семяшкин родился 5 ноября (по старому стилю) 1904 г. в селе Брыкаланск Ижемского района. Призван на фронт 02.11.1941 г. Служил в 6 ОЛБр в чине старшего сержанта командиром отделения на Карельском фронте. За время службы был дважды ранен. Погиб, защищая страну от фашистских захватчиков, 15 сентября 1942 года в Мурманской области, координат 9252.

            Дома в селе Брыкаланск осталась жена с тремя сыновьями и маленькой дочкой. Два старших сына воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Примерно в это же время в поселке Щельяюр трагически погиб пятнадцатилетний сын Валериан, ученик ФЗУ.

            Вместо извещения о смерти (похоронки) вдова получила известие, что Семяшкин Михаил Алексеевич пропал без вести. Многие годы жена не верила извещению и все ждала своего ненаглядного мужа. В конце 70-х годов 20 века на запрос Семяшкина Османа Михайловича, сына воина, Ижемский РВК прислал извещение, где подтверждалось, что М.А. Семяшкин погиб.

            И только в наши дни, когда по интернету можно найти и узнать многое, разгадка с извещениями открылась. На сайте «ОБД Мемориал» в сводной информации о человеке увидели, что писарь неправильно написал адрес воина: название района и села (вместо «Ижемский» - «Имелский», вместо «Брыкаланск» - «Прикланд»). По вине писаря семья погибшего воина не получила настоящего извещения, в итоге никакого пособия в военные годы не получала и, главное, не знала судьбу отца семейства. Можно представить, как тяжело было бабушке Анне Александровне и морально, и материально с четырьмя несовершеннолетними детьми. Но Бог миловал, сохранил детей: с войны вернулись старшие сыновья Василий и Альберт, выросли младшие Осман и Вячеслав, дочь Альмина.

            В семьях трех старших сыновей первенцы назвали в память о погибшем отце – Михаилом. Сейчас в разных городах и селах России, Украины живут и помнят Михаила Алексеевича Семяшкина 18 внуков, 42 правнука и 32 праправнука.

             В настоящее время из детей в живых остался сын Вячеслав, кадровый военный, подполковник войск связи, прослуживший на Дальнем Востоке много лет. Выйдя на пенсию, с семьей переехал на родину жены Надежды Михайловны на Украину. После смерти супруги Вячеслав Михайлович живет у дочери Ольги в городе Горловка.

 2. Николай Степанович Малютин, 1906 г.р., уроженец деревни Шенкурск Вологодской области. В Щельяюре работал столяром. Был призван на фронт Кожвинским РВК 3 декабря 1942 года. В документах сказано: «Судьба не установлена». По словам Смольникова Геннадия Константиновича: «он был не особенно подвижный, среднего роста, плотносбитый, широколицый, волосы чуть огненные. Не злопамятен, отходчив». В переходе был «завхозом», все справки, квитанции, документы по походу хранились у него.

 3. О самом Смольникове Геннадии Константиновиче узнали тоже немного: в 1935 году работал в Усть- Усе помощником механика, по его воспоминаниям написана статья в газете «Заря» под названием «Лучший год в моей жизни». Участник ВОв. Закалка, любовь к лыжному спорту, твердый характер надолго остались в его сердце: через 36 лет знаменитого лыжного марша в 1972 году в честь 50-летия Коми Республики вместе со своими сыновьями совершил в лыжный переход Троицко- Печорск– Сыктывкар. Вспомнил славную свою молодость. Проживал в Троицко – Печорске.

 4. Рочев Яков Николаевич, уроженец д. Гам Ижемского района, 1913 г.р., матрос земснаряда. Жил в затоне Ошкурья (в данный момент населенный пункт расселен). Был призван на фронт Усть - Усинским РВК 18.01.1943 году, пропал без вести в мае 1943 года. В военных документах значится жена Рочева Федосья Романовна. Наверное, были и дети.

 По воспоминаниям Г.К. Смольникова Рочев Я.Н. выглядит так: «Симпатичный: зеленые большие глаза, крепко сбитое тело, всех сильнее физически. Неуклюж и очень молчалив. Честен, справедлив».

 5. Попов Геронтий Викторович, 1916 г.р., проживал в Усть - Усинском районе, работал кочегаром парохода «Товарищ». Сын Виктора Яковлевича Рочева, почетного гражданина города Воркуты, открывшего первый каменный уголь в Воркуте. «Дружелюбен, с открытым улыбчивым лицом. Плохо знал русский язык»,- пишет Смольников. До призыва имел 4 детей. На фронт призван Усть - Усинским РВК 11 октября 1941 года. Погиб в мае 1942 года, похоронен в Мурманске.

   Вот то немногое, что сумели найти по сегодняшний день. Очень хочется, чтобы нашлись люди, которых заинтересовала бы судьба отважных лыжников, настоящих героев той нелегкой поры, и дальше вели поиски об их жизни. Человек – не иголка, должен остаться где-то след.

Очень хочется, чтобы имена наших земляков не забылись, чтобы поколения знали и помнили о славных делах наших предков.

                                                                                                                        Эмилия Семяшкина,

с. Брыкаланск 

Категория: Страницы истории | Добавил: nataly (25.01.2016)
Просмотров: 1071 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]