Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

#Республика Онлайн
Спиридонов Ю.А.
Главная » Статьи » Образование

Готовимся к школе

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.

Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны, двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Предложенные упражнения помогут вам, родители, подготовить ребенка к школе в игровой форме.

1.« Давайте займемся домашними делами вместе с детьми». Задания по развитию мелкой  моторики могут быть включены в такие домашние дела как: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; чистка металла; водные процедуры, переливание воды.  Можно предложить   помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание); собирание разрезных картинок; разбор круп и так далее. Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится.

2. «Поиграйте со своим ребенком». Перед ребенком на столе кладется несколько шариков различных размеров. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Перед  ребенком   выставлено  несколько  кубиков  одинакового  размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик. Также можно предложить и другие варианты: Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков. Скамеечка - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху. Столик - поперечная планка накладывается на один кубик. Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке.

Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки разных размеров. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно: собрать пирамиду из 5 колец; собрать 4-5 кубиков в один большой кубик; собрать одну матрешку из 4-5 и т.д.

На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

В картоне в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка: протянуть шерстяную нитку (шнурок) последовательно через все отверстия; протянуть шерстяную нитку (шнурок), пропуская одну дырочку; выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

Очень полезна ребенку работа с карандашом: плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки; перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки; вращение карандаша ладонями обеих рук; зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

Вот так, играя с ребенком, можно успешно подготовить его к учебным занятиям, выработать усидчивость, внимание и значительно облегчить его первые шаги в школе. Успехов вам, дорогие родители! И помните, что успехи ребенка во многом зависят от вас.

Татьяна Осокина,

учитель-логопед.           

Категория: Образование | Добавил: nataly (26.08.2014)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]