Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

#Республика Онлайн
Спиридонов Ю.А.
Главная » Статьи » Культура

Тундрик с характером

- Тамара Владимировна, где Тундрик?

- Здесь она, уже полчаса как у окна стоит, вас высматривает!

«Тундриком» Лену прозвали в студии. Её дед по маминой линии, был коми – извинцем, зажиточным оленеводом, естественно «ходил» в тундру. Спасая оленей от эпидемии сибирской язвы, он перегнал стадо на северо-запад России. Семья обосновалась в Андерме. Во время Великой Отечественной, глава семьи погиб на фронте. Второй дед, по отцу, был родом из Черниговской области. Жил там до Революции семнадцатого года.  При проведении сплошной  коллективизации, новые власти ничтоже сумняшеся, объявили его семью кулацкой, отобрали дом, скот, остальное имущество и сослали на север…

Маленькая, хрупкая, она не терялась в окружении старшеклассников. После трёх лет занятий художественной гимнастикой, нагрузки в балетной студии запредельными не казались.

За витражными окнами солнечная апрельская погода. Капель выбивает на наледи чечётку. Весёлый свист синиц, прерывает раздражающее карканье ворон…

Конечно, хочется туда, к сверстникам, которые, по ещё не забытому детсадовскому обычаю, со знанием дела «меряют» первые весенние лужи. Но Тундрик с характером! И она будет стоять на пуантах, терпеть усталость, выполняя команды педагога. Педагог – бывшая прима - балерина Петрозаводской консерватории.  Её муж военный, и она переехала с ним в Андерму на новое место службы.

С Тамарой Владимировной ставили танец Маленьких лебедей, Снежную королеву, Золушку…

Пришло время, и она предложила Лене поступать в Петрозаводское хореографическое училище.

-Какое училище? Посмотри на себя, восьмой класс! Шестой, больше не дадут!

-Мама, но на самом - то деле я в восьмом!

-И не проси, не могу отпустить. Забыла тебе сообщить, мы в Ижму переезжаем. Врач сказала нельзя мне больше здесь, климат сырой. Там окончишь школу, и поступай куда хочешь…

Так, вместо Петрозаводска, она оказалась в Ижме. Старшие брат с сестрой восприняли переезд как необходимость, а младшему Мишке было пока всё равно.

Лена вошла в квартиру. Узкий коридор, кухня, две проходные комнатки. Она достала из сумки самое ценное – свои пуанты, повесила на вьюшку и, взобравшись с ногами  на стоявший напротив табурет, уставилась на них с отрешённым видом. А как же Андерма, балетная студия, преподаватель, друзья, Петрозаводск... Пуанты стали расплываться и через секунду превратились в мутное пятно. Слёзы не останавливались…

Но Тундрик - она же с характером! Решительно спрыгнув на пол, Лена побежала к умывальнику и, ополоснув зарёванное лицо, наспех побросала учебники в портфель. Через минуту, новоиспечённая ижемка, решительно шагала в сторону в школы.

Первый учебный день не задался. На перемене встала у батареи отопления. Рядом стали пристраиваться парни, преимущественно старшеклассники, один, второй и вот уже во всю длину коридора. Девочки, взяв друг друга «под ручки», не спеша прохаживались. «Так вот как тут заведено. Но мне ходить пока не с кем и стоять тут, выходит,  не положено. Надо срочно осваиваться»…

И освоилась, ещё как освоилась! Была заводилой на всех школьных мероприятиях. Ставила с девчонками танцы и танцевальные композиции – «Куба - любовь моя», «Индийский», «Кадриль»… Но если только на мероприятиях…

 Илья Тимофеевич Чупров, по доброте душевной, всех у кого по физкультуре «вырисовываются» двойки, пригласил в воскресенье сходить на «Аныб», заработать - таки тройку.

-Вы нас не ждите, Илья Тимофеевич!

-Почему?

-Нас ждать, только время терять!

Как только физрук скрылся за ёлками, Лена предложила снять лыжи и прогулочным шагом идти в сторону дома. Эта неожиданная мысль понравилась и подруге, Наде Каракчиевой, к которой и пошли попить чайку у окошка и поболтать о своём, о девичьем…

Спустя много лет, на встрече выпускников, они признались в проступке Илье Тимофеевичу. Он не только возмутился, но и весь вечер возвращался к этой теме, каждый раз находя всё новые и новые причины для порицания недостойного поведения…

Классным руководителем был Терентьев Пётр Ефимович, который, впоследствии, преподавал физику всем детям Елены…

На хореографическое отделение она всё-таки поступила. Но не в Петрозаводск, а в Сыктывкарское культпросвет училище. Педагоги училища приехали в школу агитировать выпускников. Лену уговаривать не пришлось. Легко сдав экзамены, она стала студенткой первого курса. Общага располагалась в самом центре города. В комнату поселили семь девчонок из разных районов и городов республики. В группу было набрано тридцать два человека. Окончили училище и получили дипломы только семнадцать…

Лена, что естественно, была избрана председателем студсовета. Что - то было в её характере, что заставляло признавать за ней лидерство. Притягивало сокурсников. Несмотря на способности, рисование не было её сильной стороной. Однако ответственность за подготовку плакатов с соответствующими картинками и лозунгами типа – « Коммунизм - это молодость мира и его возводить молодым», для председателя студсовета никто не отменял. Пройдя по комнатам, и выявив всех, кто может держать в руках плакатное перо, она заряжала их энтузиазмом и чувством ответственности за процесс. Когда количество «произведений» искусства плаката стало значительно превышать необходимое, члены парткома осторожно намекнули, что они вполне удовлетворены результатом деятельности и художественным талантом председателя, и нельзя ли теперь весь этот  энтузиазм направить на подготовку к демонстрациям?  Насколько активно хореографы готовились к демонстрациям история умалчивает, но вот что касается Чемпионата Европы по лыжным гонкам, впервые проходившем в Коми, то массовый «побег» с занятий, чтобы посетить редчайшее мероприятие, был организован всё тем же председателем. Хотя после случившегося, никто зачинщицу не выдал, администрации не пришлось долго гадать за кем последовал весь курс, пропустив несколько дней учёбы. Директор, собрав студсовет, рассуждала следующим образом: «Лишим вас стипендии, протяните ноги уже после пары занятий в балетном классе. Голод - наш общий враг. Остаётся следующее - во внеурочное время отработать все прогулы». Ответственной за выполнение, естественно, была назначена Лена, которая ни сколько не смутившись, убедила всех «болельщиков», заниматься дополнительно после пар, под её же строгим присмотром…

 Сданы экзамены. Пролетела последняя весна в «кульке». Пришло время распределения. Все родственники и знакомые, в том числе директор Ижемского ДК Валерий Осокин, предполагали, что Лена вернётся домой. Но уже тогда её по - настоящему увлёк фольклор. Много слышала про Усть – Цилемскую Горку, сохранение обычаев, национальног костюма, традиций в этом районе. Когда «покупатель» от Усть – Цилёмского отдела культуры стал её агитировать поехать работать, согласилась не раздумывая. Кроме основной деятельности, не оставляла без внимания своё главное увлечение: изучала традиции, способы их сохранения и возрождения, поиска новых прочтений. Много занималась самообразованием – специальная литература, журналы, курсы, всё, что касается непосредственно фольклора…

Директор же Ижемского ДК не прекращал попыток сагитировать нужного специалиста, приехать работать домой. Его старания увенчались успехом, и через два года Лена вернулась в район. К тому времени ДК располагался в новом здании, благодаря стараниям и авторитету Валерия Осокина в первую очередь. Работая методистом, она вникала во все аспекты работы…

В Ижму возвращалась дважды. Был период в жизни, когда в порыве энтузиазма поехала строить АТОММАШ в Ростов-на-Дону. Захотелось кардинальных перемен – климата, региона, рода деятельности. Там вышла замуж, родила первенца Юру. Михаил был местным. В браке прожила всего год, он погиб в автокатастрофе…

С грудным ребёнком Лена переехала обратно. Работая по основной специальности, она как повелось, не забывала о своём увлечении – возрождение культурных традиций.  Кроме хореографии занималась режиссурой. Во многих начинаниях и проектах была «ледоколом», беря инициативу на себя, подпитывая веру в успех у своих коллег…

…Директор вошёл в методкабинет не один: «Разрешите представить, Валерий Ярцев, наш новый руководитель оркестра народных инструментов». Лена не придала «событию» особого значения и, кивнув, продолжила писать сценарий. Хотя не сказать, что ничего не заинтересовало в молодом человеке, обратила внимание на добротный джинсовый костюм, большую редкость в то время. Как рассказывал позже Валерий, он напротив, увидев Елену, сразу решил: « Вот она и будет моей женой»…

Вначале было необходимое общение по решению производственных вопросов, обсуждение  сценариев, репетиции, затем концерты, массовые мероприятия. Она просто не могла не восхищаться его талантом и, конечно, не ответить на чувства…

Заработав достаточно средств на свадьбу, провели её в клубе.  Когда назначили день бракосочетания, Валера, не посвящая в это невесту, оформил документы на усыновление Юры...

Их объединяла совместная работа, творчество. Это и интересно, и сложно. Два талантливых человека, две личности, они спорили, соглашались, снова спорили, советовались друг с другом. Валерий Ярцев был неординарным, очень одарённым, в то же время общительным человеком, в котором не было ни капли снобизма. Его любили и зрители и коллеги, называли «человек – оркестр» за способность играть на многочисленных инструментах. Неоднократно ему предлагали переехать работать в Сыктывкар, другие города, даже за границу, но всегда отвечал отказом: «От добра, добра не ищут, где ещё будет такая рыбалка, охота. Столько леса кругом! Ходить не переходить»…

В 1984 родился Паша, по словам мамы - единственный технарь в семье, а любовь к лесу видимо, передалась от отца (Павел работает в лесничестве). А ещё через три года -  Анна, которая впоследствии пошла по её стопам, закончив хореографический факультет культпросвета, как в своё время и Юрий, главным увлечением которого позднее стал компьютер и всё, что с ним связано…

Хирург пригласил её в кабинет и сообщил о результатах обследования мужа. Это было обязанностью лечащего врача – Петра Николаевича Дитятева - сообщить диагноз…

Когда человека накрывает беда, именно накрывает, накатывая душной волной, первая мысль «сжаться», исчезнуть, перемотать назад. Может быть, в этот момент ей захотелось, вернуться в детство, снова стать тем «тундриком», который беззаботно стоял у станка в студии, смотрел во время перерывов в окно, щурясь от апрельского солнца, жить этим мгновеньем, без взрослых проблем, знаний, «жизненного опыта»…

Переживания, выжигавшие душу, подорвали и её здоровье. Подорвали так, что они  оказались в больнице одновременно. Кроме того, что теперь было необходимо поддерживать и выхаживать его, самой пришлось бороться с навалившимся хроническим недугом…

После того как Валерий уже не мог работать, и особенно после его ухода, пришло понимание, какого уровня музыкант, волею судьбы оказался в Ижме…

Вторая половина девяностых. Невыплаты зарплат. Выживание. Всё, что раньше было затребовано людьми от той области, в которой она работала, перестало быть актуальным. Не раз Елену посещала мысль всё бросить, уехать вместе с детьми куда-нибудь, за лучшей долей. Но интуитивно чувствовала, что изменения, рано или поздно, должны произойти, иначе…

А иначе никак. Выбрала другой путь, и оказалась права. Другой, это перетерпеть. Найти подработки, где угодно! Уборщицей, так уборщицей, дополнительные группы по хореографии после работы на базе Дома школьника, ещё, где-нибудь, только не опускать руки. Нести свою ответственность за детей, за воспитанников, за сохранение коллектива…

Попробовать изменить формат деятельности ДК по разным направлениям. Помогла самодисциплина, качество знаний, благодаря высокой квалификации педагогов, которые в своё время научили чувствовать тенденцию, время. Помог характер…

Не скисла, не сломалась, перетерпела. Пришло время, и народ снова потянулся в ДК, на концерты, мероприятия, в самодеятельность. Клуб снова заполнила суета, появилась надежда. Новыми проектами, главным из которых снова стал праздник «Луд», и хотя впервые празднование возобновили в 1991, теперь он получал новое дыхание…

Профессор Московского института культуры Игорь Скляр приехал во время научной экспедиции в Ижму. Сопровождать профессора во время визита поручили Ярцевой Елене и Терентьевой Лидии. Тогда впервые именно от него прозвучало предложение возродить национальный праздник «Луд». Наши было возразили, что, мол, за более чем семьдесят лет советского периода традиция не сохранилась. Молодёжь, да и не только молодёжь, но большинство людей старшего возраста, об этом ничего не знает. Всё ушло, как в песок…

Тем не менее, взялись. Первый блин не оказался комом. Приурочили к дню праздника «Луд», так называемую этносвадьбу, стилизованную согласно традициям ижемцев.  Игорь Григорьевич Скляр, присутствовавший на ней, обнял поочерёдно организаторов, прослезился, назвал молодцами,  и отметил, что вектор направления взят правильный, и надо продолжать в том же духе. Год за годом праздник «Луд» совершенствовался, становился всё более популярным, причём как в самом районе, так и республике. Долгое время он проводился на острове, что конечно ближе по смыслу, согласно тем обычаям, которые его предваряли в старину. С появлением моста место проведения, в целях безопасности, перенесли. Елена Ярцева предложила, чтобы в этот день, все женщины и девочки уже с утра надевали национальный костюм, выходили в нём в село, а это бы, в свою очередь, придавало, необходимое в преддверии «Луда», настроение. Появлялась гордость за свою идентичность, сохранение традиций и культуры предков.  В последние годы молодёжь сама проявляет инициативу. Они хотят участвовать в проходке, иметь национальный костюм, ходить на репетиции…

Конечно, это труд всего коллектива ДК, отдела культуры района. Но главнее то, что удалось поднять его престиж, во что, откровенно говоря, мало кто верил. Пока не хватает нарядов, особенно шалей. По словам Елены Степановны, большую помощь в этом непростом деле оказывает костюмер ДК Татьяна Филиппова, пожалуй, одна из нескольких мастериц в районе, которая старается создать, именно создать, новый костюм по всем канонам. Елена считает, что костюм - это половина праздника. Он «пришёл» с севера России, был переработан, стал эксклюзивным. Но основная его составляющая - это наша ижемская шаль. Что касается непосредственно процесса прохождения в этих самых нарядах, то главной гордостью и успехом, являются «Ворота». Те самые «Ворота», которые в своё время предложил возродить Скляр. «Я чувствую гордость за «Луд»» - говорит Елена Степановна. Конечно, ещё много работы, но нам удалось сделать основу, общую схему, которую теперь надо наполнять и наполнять новыми смыслами, не копируя, но и не отказываясь от всего лучшего, что уже имеет место быть на просторах многонациональной России. «Луд» - это не просто красочное мероприятие, он входит в души ижемцев, заполняет энергией, объединяет, даёт надежду на возрождение…

 

Общий стаж работы Ярцевой Елены Степановны на ниве культуры – тридцать пять лет, более тридцати из которых в Ижме. Она имеет нагрудный знак «За достижения в культуре» от Министерства культуры РФ. Ей присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми».

Категория: Культура | Добавил: nataly (05.05.2016)
Просмотров: 642 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]